![]() Что посеешь, то и пожнёшь.На недавнем нашем семинаре в Бердске, помимо традиционной “дележки” опытом и знаниями с операторами, мне довелось и самому узнать много интересного, поучиться и сделать кое-какие выводы. Например, что в условиях телекоммуникаций пословица “что посеешь, то и пожнешь” принимает особенный колорит. Очень хочется, чтобы наши коллеги с первого раза собирали достойный урожай, а не сеяли по три-четыре раза до получения первых всходов, поэтому созрела идея поделиться услышанным на семинаре рассказом. Есть в Сибири один медиа-холдинг, который выпускает телеканал, имеет собственные кабельные сети и сети передачи данных. Это не все направления его деятельности, но сейчас разговор не об этом, а о том, как эта компания дошла до решения сменить ЧЕТВЕРТУЮ систему условного доступа с головной станцией в придачу, и какого эффекта от этого добилась. Начиналось всё в 2007 году, когда оператор приступил к экспериментам с “цифрой”. В это время он имел сети не то в 5, не то 6 городах. Эксперимент по внедрению цифрового вещания было решено провести в двух из них. Для этого приобрели весьма популярную бюджетную российско-молдавскую систему условного доступа за $1,5 тысячи и четыре скремблера-мультиплексора в нагрузку. Правда, далеко уехать на этой системе не удалось. Во-первых, выяснилось, что данный комплекс не дружит с “железом” целого ряда производителей. Во-вторых, его надёжность вызывала сомнения — из 4-х купленных “железок” одна поехала в ремонт сразу же, вторая отправилась следом через две недели. В-третьих, любой upgrade приравнивался к покупке нового железа, в-четвертых, стоимость расширения на 100-120 каналов была соизмерима по затратам с полнофункциональной ЦГС, поддерживающей DVB Open CAS решения. Перечислять можно долго... В общем, взвесили все, посчитали и решили от этой системы отказаться. Тут подоспели китайцы, которые предложили альтернативу — тоже бюджетную, если не сказать бесплатную. Бесплатную, конечно, весьма условно. Головную станцию, систему условного доступа и сет-топ-боксы они предложили задаром, с оговоркой, что если всё будет хорошо, оператор впоследствии поделится с ними доходом в размере $2 в месяц с каждого абонента. Китайцы благотворительностью не занимаются — им либо “Кемску волость” до Курильских островов, либо, наоборот, до Уральской гряды. Но и эта халява “не прокатила”. С одной стороны, на китайском оборудовании удалось дать абонентам 100 каналов, с другой — с качеством всех проблем решить не удалось, да и с техподдержкой начались проблемы из-за “кривых” приставок. Условно говоря, в ПО на “боксах” было только две надписи на русском, а остальные — сплошь иероглифы, в документации вообще ни слова по-русски. Доработать софт невозможно, поддержки никакой. Следом выяснился и еще один нюанс: через 4-5 месяцев эксплуатации китайские STB начали “умирать”. Найти на рынке замену этим ресиверам не удалось — любая альтернатива никак не сочеталась с китайской системой условного доступа. Пообщаться с поставщиками имеющихся “боксов” тоже не представлялось возможным — китайцы наотрез отказались их раскрывать. В итоге решение нашлось — помогли скремблеры Gospell. Они обеспечили одновременную работу двух систем условного доступа (безымянной китайской и CAS Gospell), но и это решение работало ровно до тех пор, пока не начала умирать китайская головная станция... Осознание того, что настало время кардинально менять подход пришло к оператору в прошлом году на нашем семинаре “Сделано в Европе, проверено в Сибири” — я же говорю, общение в кулуарах бывает иногда полезнее, чем любые тендеры. Представители медиа-холдинга послушали доклады, пообщались в кулуарах с поставщиками оборудования, проанализировали опыт наиболее успешных коллег “по цеху” и пришли к банальному, в общем-то, выводу, что успешное предоставление и продвижение цифрового телевидения держится на безупречном техническом качестве услуги, высоком уровне сервисной поддержки и обслуживания потребителя. Потому что услуга эта ориентирована на состоятельного, платежеспособного, а потому взыскательного абонента. Понятно, что и контент должен быть интересным: нельзя напихать в цифровой пакет мусора. Хочешь заработать деньги — предоставь тот контент, за который захочет заплатить абонент (но это тема другого разговора). А самое главное — сделай услугу доступной для большей части абонентов, т.е. установи минимальную стоимость подключения. Если ты хочешь вернуть деньги за программно-аппаратный комплекс цифрового ТВ за год-полтора-два, ты должен следовать четырем основополагающим принципам, то есть обеспечить: Возвращаясь к нашему оператору, после семинара прошлого года они полностью перебрали головную станцию, перетряхнули контент, “заровняли” свой технический персонал, по-иному организовали службу сервисной поддержки (продлили время работы, сделали доступной поддержку в выходные и праздничные дни), а так же снизили стоимость подключения с 2500 до 1000 рублей. Причём все изменения произошли не в течение года — за месяц! Как результат, к концу 2012 года (менее чем за полгода!!!) у оператора в 2,5 раза увеличилась абонентская база по цифровой услуге, а летом этого года она перешагнула рубеж в 1,5 тысячи платящих абонентов цифрового телевидения. Это при том, что в течение пяти предыдущих лет число абонентов, получающих услуги ТВ в цифровом виде, вертелось вокруг цифры в 300-400 потребителей. К следующему семинару оператор обещает дать все 10 тысяч цифровых абонентов. Не знаю, как насчёт десяти, но шесть-семь он выдаст на-гора — в этом я уверен... P.s.: Апофеозом всего вышеизложенного стало внедрение оператором в июне 2013 года у себя в сети ЧЕТВЕРТОЙ системы кодирования. Ей стала система условного доступа Griffin CAS. Как это решение принималось и почему именно Griffin CAS, я расскажу в другой раз...
Автор: Колгатин Станислав Юрьевич, коммерческий директор компании “Контур М” |