Двунаправленность в HFC сети обеспечивается за счет формирования реверсного (обратного) направления. Определения реверсного канала согласно CENELEC EN 50083-10 и ГОСТ Р 52023 примерно одинаковы.
Рис. 1
Реверсный канал – это часть СКТ, посредством которой сигналы в восходящем потоке( Upstream ) направленно передаются от любого абонента к головному оборудованию (ГО) или любой другой центральной точке (узлу) данной кабельной сети (рис.1).
При передаче в СКТ традиционных АМ TV сигналов в реверсном канале нет необходимости. Абонент (телезритель) не может управлять предоставляемым ему контентом. При внедрении же интерактивных услуг абонент тем или иным способом должен отправить запрос (или информацию) на смену предоставляемого контента (информационной услуги). Для этой цели и служит реверсный канал ( RC ). Очевидно, что по широкополосности в прямом направлении ( Downstream ) с СКТ не может реально сравниться никакая другая проводная сеть. С учетом плотности упаковки в СКТ величиной не менее 4,2 бит/Гц, реально достижимые скорости передачи информации составляют единицы Гбит/с.
Формирование RC в коаксиальных усилителях осуществляется за счет установки второго, параллельного усилителя, усиливающего сигналы в другом частотном диапазоне и в обратном (реверсном) направлении. Частотное разделение и исключение взаимного влияния осуществляется за счет установки идентичных входного и выходного диплексеров (рис.2).
В ВОЛС для формирования RC либо выделяется отдельная оптическая жила (рис.3а), либо используется система волнового мультиплексирования ( WDM ), работающая в окнах прозрачности 1310/1550 нм (рис.3б), и по своему принципу схожая с частотными диплексерами (рис.2). Как с экономической, так и с энергетической точек зрения вариант 3а является предпочтительнее, однако требует выделения 2-х ОВ на каждый из оптических узлов (ОУ).
Учитывая возможность передачи сигналов в СКТ в обоих направлениях (рис.3), давно назревала необходимость предоставления дополнительных услуг абонентам, помимо традиционного телевидения. Первоначально интерактивный сервис развивался с использование телефонного канала обратной связи. Обычно, по телефонному запросу транслировался фильм по запросу. При этом абонент должен был иметь специальный декодер – абонентскую приставку. Такое простейшее решение привело к разработке малых интерактивных систем гостиничного типа. Рентабельность такого сервиса оказалась весьма очевидной.